Руководство ДЛЯ молодых родителей, которые… или начальное обучение охотничьей собаки

…Которые РЕШИЛИ стать владельцами настоящей охотничьей собаки
…Которые УЖЕ настоящие охотники, и им нужна охотничья собака
…Которые СОВСЕМ НЕ охотники, но хотят, чтоб их лабрадор не скучал
…Которые ПРОСТО любят лабрадоров, а почему бы тогда не заняться охотой?
…Которые ВСЕ знают, особенно – для чего они взяли именно эту собаку.
…Которые НИЧЕГО не знают, но желают и хотят все знать и уметь.
 
Это руководство НЕ для тех, кто…
…Кто хочет, чтоб лабрадор их защищал и охранял
…Кто хочет, чтоб лабрадор их защищал и охранял, а заодно и охотился
…Кто думает, что ничему и нечему учить лабрадора – он и так все знает.
…Кто надеется, что все таланты у собаки проявятся сразу, и не надо ничего делать
…Кто уверенно считает, что лабрадоры – не охотничьи собаки
…Кто ничего не знает, не умеет, и не желает ничего знать и уметь.

Охотничья натаска молодых лабрадоров

Начнем с того, что ваш 2-3х месячный щенок, вне зависимости от вашего желания, умеет все подряд носить во рту – от носков до молотков. Это умение и стремление важно подкреплять с детства. Все, что вам несет щенок в руки – должно быть принято с благодарностью. Я совершенно не сторонник зачистки территории от съестного с помощью лабрадора, для этого существует совершенно конкретное воспитание и обучение дисциплине. К ней мы еще вернемся. Разговор идет о щенке, который приносит вам несъедобные предметы с целью заслужить ваше расположение и внимание. Никаких команд при этом вы не подаете, используйте и подкрепляйте (словами, мимикой, лакомством) только естественное поведение собаки! Вы гладите и почесываете малыша, который добросовестно тычет вам в руки свою находку. Сначала вы просто радуетесь принесенному предмету, не делая попытки забрать его у щенка.

ВАЖНО! Малейшее желание щенка заставить вас принять игру – « я убегу с предметом, а ты попробуй – догони меня!» вами категорически не поддерживается. Даже не проявляйте интереса и не делайте попыток! Ушел с игрушкой – все, свободен. Нет – и не надо. Играем только – в вашу игру и по вашим правилам. Количество повторений индивидуально для каждой конкретной собаки. Как только вы заметили, что щенок целенаправленно носит вам предметы и, закрепив таким образом нужное поведение, вы переходите к следующему упражнению: в тот момент, когда щенок направится к вам с предметом в зубах, начинайте негромко голосом ободрять его: «Хорошо, принеси мне!» В принципе, можно использовать любые слова, сопутствующие продолжению действия. В результате вы добьетесь и закрепите назойливое поведение вашего лабрадорчика – апортировка всего подряд в ваши руки. Ну что, тогда вас можно поздравить – первую и немаловажную частичку обучения вы с успехом одолели!

Итак, ваша навязчивая собачка в любое время суток с удовольствием все приносит вам под мерное воркование: «Какой (какая) ты молодец, неси уж быстрее сюда!» Теперь необходимо включить пару-тройкууже известных собаке команд. Щенок радостно бежит к вам с кухонным ножиком (ну, например), а вы ему говорите, одновременно усаживая перед собой: «Сидеть. Хорошо, дай!» И быстро подносите к носу лакомый кусочек одной рукой, второй – забираете предмет из пасти.

ВАЖНО! Предмет не должен выпадать изо рта на пол!!! Только – в ваши любящие руки. Так, после этого многократно закрепленного действа, ваш замечательный лабрадор осознает в полной мере, как же хорошо ему будет, когда он не просто принесет припрятанный где-то дневник вашего сына, а еще и совсем чуток посидит перед вами, пока вы соизволите забрать у него это достояние, до поры не предаваемое гласности.

РЕЗЮМЕ Мы достигли с вами конкретно закрепленного поведения – своевольного принесения предмета щенком лабрадора под ваши комментарии, посадка перед вами и подача предмета в руки по команде «дай!» Можно переходить к следующему этапу - принесение по вашему желанию и команде. С этого момента вы перестаете приветствовать бесконтрольное апортирование любых предметов, равно как и усадки щенка перед вами с целью вымогнуть ваше внимание и поощрение. Но в череде своих супер важных дел, вы находите несколько минут на определенное общение с собакой. Во время этого контакта вы предлагаете щенку принести то, что вы попросите. Можно показывать рукой или говорить словами. При выполнении этого упражнения подкрепляйте интонацией и жестами (например, разведите руки в стороны) правильное поведение щенка, не стесняйтесь радостно хвалить и восторгаться всем своим состоянием души его сообразительностью и умом! Добейтесь этого, и вы увидите, что лабрадорчик усердно старается вам угодить, лишь бы вы уделили ему внимание! Количество повторений индивидуально для каждой конкретной собаки.

Вышеописанные действия применимы для щенков от 2 до 5 мес возраста.

Наступила пора подключить запах… Вы берете заранее приготовленные крылья, высушенные и приведенные в приличное состояние. Положив куда-нибудь, незаметно для щенка, крыло, вы выражаете полный восторг, когда малыш с удивлением на него наткнется. И пусть он от счастья забыл сесть перед вами со своей новой добычей – вас это не должно смущать. Аккуратно примите находку, похвалите лабрадорчика и угостите его чем-нибудь. Продолжая такие упражнения дома и на природе, добейтесь, чтобы щенок не только сам «случайно» находил, но и правильно, по вашей команде «Принеси!» - вам приносил и подавал.

ВАЖНО! На этом этапе команда «Ищи!» не подается! Чтобы перейти к следующему этапу – поиску по вашей команде и жесту – необходимо отработать у щенка выдержку по команде «Сидеть!». Достигнув этого, можно смело начинать следующее упражнение. Усадите малыша слева от себя, возьмите крыло, поднесите его к мордочке щенка так, чтобы он потянулся, принюхиваясь. Похвалите. При этом не разрешайте хватать предмет из ваших рук. Отбросьте крыло и подайте команду «Ищи!», одновременно отрывисто, как будто вы кидаете камень, укажите лабрадорчику жестом правой руки точное направление поиска.

ВАЖНО! Ваш жест должен быть виден и понятен щенку! Научив таким образом находить крылья, заброшенные на глазах у щенка, по вашей команде, можно смело переходить к упражнениям на поиск скрытых подач. Для этого привлеките помощника. Второй человек отходит на небольшое расстояние и ждет, когда вы забросите крыло в его направлении. Прикройте щенку глаза рукой, а помощник в это время переложит брошенное крыло на другое место и быстро отбежит в сторону.

ВАЖНО! Никогда не стойте напротив спрятанной «добычи» - собака быстро поймет подсказку и будет стараться ориентироваться на человека, а не полагаться на свой нос. Параллельно всем вышеперечисленным упражнениям учите лабрадорчика плавать! Он должен чувствовать себя в воде, как рыба. Когда на суше щенок натренируется искать и приносить видимые и скрытые подачи, то его можно «выводить» на большую воду. Полезно при этом взять с собой пару владельцев с уже обученными лабрадорами, чтобы, стоя на берегу вы со щенком могли понаблюдать за работой взрослых собак. Я бы не советовала отпускать малыша в общий заплыв со всеми вместе, так как свою добычу обученный пес все равно не отдаст, а «тусня и грызня» в воде друг с другом за право подачи - пользы для занятий не приносит. Наблюдая и переживая с берега, маленький лабрик запоминает все гораздо лучше.

Отозвав из воды взрослыx собак, можно дать волю – выплеснуть чувства и маленькому охотнику.

ВСЕГДА на занятиях используйте длинную веревку, не давайте ни одного шанса щенку уйти с добычей в сторону, не услышать, или не выполнить подзыв к вам. Но при этом, старайтесь все делать так, чтобы занятия приносили малышу удовольствие. Но не стремитесь сильно утомлять щенка нравоучениями – лучше недоделать, чем переделать! Обучив щенка выполнять подачи с открытой воды, переходите к поискам в условиях небольших зарослей, неглубоких, но вязких мест, с наличием небольшого количества воды, грязи…

ВАЖНО! Чем труднее условия отыскания «добычи», тем легче должна быть поставленная перед лабриком задача. Не допускайте накопления усталости собачкой! Пусть новое упражнение займет 5-10 минут, но его окончание должно прийти на подъем настроения щенка. Во время поиска щенок стремиться пользоваться направлением ветра, а не вашими знаниями, где лежит добыча. Для этого он делает круги, как бы прорезая потоки воздуха, пытаясь отыскать нужный запах. Не мешайте ему, малыш сам разберется, что ему делать. Умейте вовремя предоставлять собаке самостоятельность! Конечно, если щенок явно устал, то окажите ему незаметную помощь, начните двигаться против ветра, наискосок от лежащей птицы так, чтоб щенок как бы случайно наткнулся на ее запах.

ВАЖНО! Не злоупотребляйте этой подсказкой! Как только вы увидите, что малыш «в запахе» и уверенно идет на птицу, сразу же активно отбегайте назад, увеличивая расстояние между собой и собакой. В процессе обучения планируйте занятия таким образом, чтобы они шли циклами – три-четыре дня занятия подряд – перерыв на одну-две недели. Для молодой собаки важно сохранять азарт, и, чем реже ей позволяют выполнять любимые упражнения, тем выше у собаки чувство азарта и желание работать.Это относится к тем лабрадорчикам, в которых уже заложен определенный начальный фундамент знаний. Все вышеперечисленное не сможет удовлетворить ваше гордое желание производить своей собакой фурор безукоризненной подачей битой дичи точно в руки, если …Если вы не потратите свое время, силы и нервы на выработку у собаки элементарного навыка – апортировка! Прошу заметить, именно навыка, а не проявление незатейливого природного поведения. Что ж, это трудно и несложно одновременно.

Да простят меня опытные охотники, но проблемы с правильной подачей битой дичи многих охотничьих собак – именно в полнейшем отсутствии у них этого навыка и категорическом нежелании владельцев признать сей факт! «Да он должен это делать!» - любимый аргумент в этих случаях. Вообще, в жизни своей, собака вам ничего не должна. Другое дело, если вы приложили максимум усилий и терпения, правильно обучили своего напарника – тогда можно и вправе требовать – «Ты должен!»

Итак, обучение апортировке складывается из нескольких этапов:

  1. Вашей твердой уверенности, без тени сомнения, в том, что обязательно получиться!
  2. Удержание собакой любого предмета в пасти столько времени, сколько вам пожелается.
  3. Движение собаки с предметом в пасти рядом с вами без попыток выплюнуть.
  4. Подход по команде «Ко мне» и посадка перед вами с предметом в зубах.
  5. Взятие собакой указанного вами предмета с любого расстояния.
  6. Причем, предмет может быть как заброшен, предложен или положен на виду у собаки.

Этап I

Если вы сомневаетесь, то найдите грамотного инструктора, который знает, что делать и не сомневается в успехе обучения, безусловном таланте вашей собаки и может заручиться вашей моральной и материальной поддержкой.

Этап II

Возьмите любой предмет, лучше всего тугой витой канатик (их так много продается) или специально сшитую игрушку в виде «колбаски» из прочного материала, достаточно туго набитую. Толщина и мягкость апортировочного предмета для щенка имеет важное значение: его пасти должно хватить удерживать предмет в зубах, ощущая определенную упругость при захвате.

ВАЖНО! Никогда не позволяйте щенку заниматься тренировочным предметом в уединении! Это – не игрушка. Усадите щенка слева от себя, (помним, что он уже умеет сидеть по команде!), левой рукой откройте ему пасть и быстро вложите «апортик» за клыки, затем несколько секунд придержите морду щенка двумя руками со словами: «Держать!» Не разрешайте малышу выплюнуть предмет из пасти. Каждая попытка это сделать должна пресечься словами запрета и легким, но настойчивым встряхиванием морды двумя руками, так, чтоб предмет оставался в пасти. Уловите хотя бы одну-две секунды, когда щенок от удивления перестанет сопротивляться, тут же скажите: «дай!» и быстро заберите «апортик».

Похвалите ученика, угостите маленьким кусочком вкусного, и – снова вперед! Ваша задача – путем запретов и похвалы объяснить лабрику, что вы от него требуете, ьа именно – удерживать непродолжительное время в пасти любой предмет по вашей команде и отдавать также по команде. Время удержания нужно увеличивать по нарастающей – 3 сек - 10 сек - 30 сек и т.д. mПри правильном выполнении данного упражнения – эффект удержания до 1 минуты достигается за одно занятие. Следите, чтоб при механическом смыкании челюстей не подворачивались внутрь нежные губы собаки, расправляйте их, потом собака сама начнет беречься. Не забывайте активно хвалить щенка, если он замирает с предметом в пасти, не сопротивляясь.

ВАЖНО! Все манипуляции надо делать очень быстро, своевременно корректируя попытки выплюнуть категорическим запретом и встряхиванием морды собаки. Если вы достигли результата - удержание хотя бы несколько секунд без попыток выплюнуть «апортик», - то дайте собаке отдохнуть некоторое время, расслабьте ее и погуляйте. После чего – в быстром темпе повторите упражнение. Таких подходов нужно сделать три-четыре, каждый – по 2-3 минуты. Уверенно действуя руками, почувствуйте, что малыш держит предмет сам, без вашего сжимания его морды. Тогда вы можете оставить одну руку для контроля ситуации под mнижней челюстью собаки, а второй рукой начинать гладить щенка по голове.

ВАЖНО! Не забывайте почаще петь щенку песню о его уме и таланте, если у него все получается. Этап должен закончиться, когда вы сможете не только стоять рядом и не касаться собаки руками, но и отходить от нее на некоторое расстояние, при этом щенок сидит и не предпринимает попыток выплюнуть «апортик».

Этап III

На этом этапе нужно научить щенка двигаться с предметом в зубах. Усадив его слева от себя, вложив «апортик» в рот, побудите щенка пойти вместе с вами в любом направлении. А чтобы ничего при этом не упало на землю, наклонитесь к малышу, подложите правую руку под нижнюю челюсть и начинайте вместе шагать в полусогнутом положении. На начало движения может быть подана любая команда, «рядом», «пошли», «иди» ьили что-нибудь в этом роде. Можно даже аккуратно и настойчиво потянуть левой рукой за поводок. Вероятно, первые шаги вам дадутся нелегко, и собака предпримет попытки выбросить предмет из пасти при движении, но вы должны, проявив завидную реакцию, не дать этому случиться. Если же «апорт» упал, быстро поднимите его, вложите в пасть и продолжайте двигаться!

ВАЖНО! Хвалите за любой сантиметр продвижения без попыток выплюнуть! Разогнуться можно только тогда, когда вы будете уверены в ученике.Помните, что обычно собаки выталкивают предмет из пасти в начале движения и при остановках. Не дайте лабрику этой возможности!

Этап IV

Этот этап требует, чтоб щенок знал и выполнял базовую команду «Ко мне!» - подход и посадка перед владельцем. Вложите «апортик» в пасть и отойдите на несколько шагов. Дальше, наверно, понятно – позовите щенка к себе двойной командой «Подай-ко мне!» Я не претендую на дословность первого слова подаваемых команд, оно может быть любое. В нашем процессе обучения для щенка важно сочетание нового позыва «Подай!» с уже знакомой командой «Ко мне!» Главное слово «Подай!» - основополагающее для будущей работы собаки, а дополнительная команда «Ко мне!» со временем станет ненужной, так как в процессе обучения подразумевается, и ее можно будет не произносить. Вам остается только увеличивать расстояние подзыва собаки как из свободного, лежащего, сидящего или стоящего положения, да добавить новые куплеты в хвалебную песню своему удивительно понятливому лабрадорчику!

ВАЖНО! Не забирайте сразу «апортик» у малыша при подзыве! Сделайте два-три отхода с подзывом, только потом примите «добычу» в обмен на лакомство. Заметьте, в процессе обучения пока не используются битая птица, а только независимый от охоты материал. Наиболее распространенной ошибкой при обучении щенка является включение настоящей битой птицы в этапы отработки удержания и ношения предмета, а также бесконтрольное забрасывание птицы на гдлазах у щенка. Подобные действия приводят к взвинчиванию безудержного азарта, связанного с генетически заложенным в память лабрадора запахом водоплавающей птицы, к стремлению жесткого захвата добычи, до хруста, на избытке эмоций. Что неукоснительно приведет к образованию нежелательной связи и развитию жесткой подачи, в лучшем случае, а в худшем - к дроблению и поеданию тушки.

Убрать этот сформированный элемент поведения ПРАКТИЧЕСКИ невозможно! Но есть способ - не доводить до такого проявления поведения: просто НЕ торопитесь применять птицу на ранних этапах обучения. Но это совсем не значит, что щенок, кроме палок, перьев и носков не будет знаком с оригиналом. Будет, конечно! Отработка навыка "Нюхай!", те, умения по команде включать нос, в том числе и на расстоянии - это очень важное упражнение!

Этап V

Выполняется практически в самом начале: Познакомьте щенка с разными запахами материала: уткой, полевой дичью, лесной птицей и тд. Запишите ему в память эти волнующие моменты, я уверяю вас, он никогда их не забудет. Но знакомство должно быть произведено грамотно: усадите щенка рядом, придержите чуть за ошейник и незаметно вынесите в правой руке из-за спины птицу так, чтобы она оказалась см в 2-х чуть выше носика ученика. Подержите секунд 5-10, чтоб увидеть, как малыш потянулся к ней, как зашевелились его ноздри и загорелись глаза. И снова уберите в упаковку. Всплеск в сознании щенка должен остаться. Повторяйте это упражнение изредка, между основными этапами обучения, чередуя запахи птицы на разных занятиях. И только тогда, когда вы пройдете с малышом этапы обучения по удержанию различных предметов в пасти, вот тогда вы сможете аккуратно вложить щенку в рот птицу, уже знакомую по запаху. Возможно, хорошо мотивированный ученик сразу возьмет птичку в пасть. Спокойно похвалите его, погладьте и аккуратно поменяйте на кусочек. Эмоции ваши должны быть под полным контролем, иначе включите тот самый ранний и очень нежелательный азарт, приводящий к жесткой хватке. Возможно, щенок удивленно, или испуганно отринется в сторону от птицы в вашей руке. Не пугайтесь, и не расстраивайтесь! Постепенно, он привыкнет и перестанет побаиваться волнующего запаха тушки. Старайтесь не включать в знакомство свежебитую окровавленную дичь, особенно,если щенок побаивается или, наоборот, достаточно агрессивен к тушке.

Все вышеуказанные этапы обучения апортировке применимы для щенков от 6-месячного возраста. Вопросы и теория по подготовке, постановке и натаске взрослых ретриверов проводится на наших курсах, звоните, пишите!